Die sicvt homo renatvs est sicvt Devs

Die sicvt homo renatvs est sicvt Devs
Die sicvt homo renatvs est sicvt Devs

понедельник, 10 ноября 2014 г.

Куда ведут звери Заратустры. Meister Schwarzsichtig

"…Так говорил Заратустра в сердце своем, а солнце стало уже на полдень;
тогда он вопросительно взглянул на небо: ибо услышал над собою резкий крик птицы.
И он увидел орла: описывая широкие круги, несся тот в воздух, а с ним - змея,
но не в виде добычи, а как подруга: ибо она обвила своими кольцами шею его.
«Это мои звери!» - сказал Заратустра и возрадовался в сердце своем.
«Самое гордое животное, какое есть под солнцем, и животное самое умное,
какое есть под солнцем, - они отправились разведать.
Они хотят знать, жив ли еще Заратустра. И поистине, жив ли я еще?
Опаснее оказалось быть среди людей, чем среди зверей,
опасными путями ходит Заратустра. Пускай же ведут меня мои звери!»"


Как и всякого философа, Фридриха Ницше не так уж и просто читать - тем более, если читатель хочет действительно вникнуть в его учение. Однако, главное произведение "отшельника из Сильс-Марии" - "Так говорил Заратустра" - с позиции именно чтения является самым "легким", если, конечно, подобное слово вообще применимо к процессу изложения и восприятия философской мысли. Здесь сложные и непривычные философские спекуляции так талантливо вплетены в поэтическое повествование, что иногда возникает ощущение, что "Заратустра" - вовсе не философский трактат, но обособленное от всего остального творчества Ницше литературное произведение. Впрочем, во всех талантливых литературных произведениях философия в большей или меньшей степени - но обязательно и неизбежно - вплетается в сюжетную нить.
Подобному оживлению "Заратустры" немало способствуют довольно необычные персонажи - звери пророка: орел и змея. Причем часто из-за своего образа мыслей и действий они выглядят гораздо человечнее, нежели сам Заратустра, отчужденный от всего "человеческого, слишком человеческого". Орел и змея не всегда сопровождают Заратустру в его странствиях, но они неизменно остаются его единственными настоящими друзьями. Да разве и можно вообразить Заратустре друзей из человеческого племени? О том же, что в жизни Заратустры его зверям придается немаловажное значение, говорит хотя бы то обстоятельство, что они упоминаются уже в третьем абзаце книги. Без преувеличения будет сказано, что орел и змея являются символом, эдаким штандартом Заратустры. И далеко не случайным является то обстоятельство, что звери Заратустры всегда упоминаются и описываются исключительно вместе, фактически как одно целое: орел никогда не говорит один, также как и змея, никогда они и не действуют порознь. Если бы не дающее соответствующую установку множественное число, то, не исключено, что у читателя начало бы складываться впечатление, что "звери Заратустры" - это некое единое существо. Рассмотрим же эту на первый взгляд необычную символику союза орла и змеи.
В мифологии и мистицизме орел и змея - помимо того, что сами по себе являются довольно популярными мифическими персонажами и элементами мистической символики, - будучи изображенными в паре олицетворяют собой противоборствующие силы света и тьмы: орел тесно связан с солнечной символикой и пониманием силы дня, змея является одним из образов ночи и призрачной, подземной жизни. Иногда вместо орла может фигурировать сокол или ястреб, а вместо змея - дракон, но принципиально это ничего не меняет. Например, в египетских мифах многократно обыгрывается противоборство бога солнца Ра, воплощающегося в образе сокола, и олицетворяющего собой мрак и зло змея Апопа (стоит заметить, впрочем, что столь распространенный в египетской мифологии образ змея как воплощение того или иного бога далеко не всегда указывает на "негативную" сущность этого божества).
В свою очередь сын Ра - Гор, который изображается в виде сокола или человека с головой сокола (также в виде солнечного диска с распростертыми крыльями, что указывает на его "солнечные" функции), имеет своим извечным противником Сета - олицетворение злого начала. Хотя изображений Сета в образе змеи и не существует, однако довольно часто он отождествляется со зловредным змеем Апопом. Другой пример - в скандинавской мифологии живущий на вершине мирового дерева Иггдрасиль мудрый орел постоянно "бранится" с драконом Нидхегг, который вместе со змеями грызет корни дерева. Змей и орел враждуют и в шумеро-аккадском предании об Этáна, легендарном правителе города Киша. Стоит упомянуть и тотем ацтеков - орел, поражающий змею, причем орел у ацтеков является символом бога солнца Тонатиу.
Символика орла и змея пересекается и в астрологии - при толковании зодиакального знака Скорпиона. Этот знак, как известно, имеет три различных символа, соответствующих ступеням раскрытия его значения: первый, самый распространенный символ - собственно скорпион, придающий этому знаку Зодиака однозначно негативный смысл, второй - змея, как символ мудрости, и третий, наименее распространенный - орел. В последнем случае, помимо того общего объяснения, что расположение звезд в созвездии Скорпиона напоминает как самого скорпиона, так и летящую птицу, скорпион заменяется орлом благодаря своему связанному с мистической инициацией символизму: будучи изображенным в виде орла, скорпион является высшим и наиболее духовным типом Скорпиона, преодолевшим себя как низменное ядовитое насекомое. Преодолевает он себя, что очевидно, через мудрость змеи. (По теме созвездий заметим, что созвездия Орла и Змеи располагаются в северном полушарии рядом, почти вплотную друг к другу. Данное замечание приводится лишь в качестве справки и ни на что не указывает.)
Еще один пример, связанный с тематикой духовного роста: использующийся в христианской иконографии сюжет орла, держащего в клюве змею, обычно принято толковать как указание на то, что низшая инстинктивная природа человека (символизируемая змеем) должна быть умерщвлена, а высшая духовная (т. е. орел) - освобождена. Но это лишь экзотерическое толкование этого символа.
С эзотерической же точки зрения единение орла и змеи - символов противоборствующих сил света и тьмы, - как одно из возможных изображений единения противоположностей имеет гораздо более важное значение: формула единства противоположностей издревле рассматривалась философами и богословами наиболее безупречным определением Бога, Абсолюта. О понимании именно в таком контексте единства орла и змея пишет в том числе и Мирча Элиаде1. Объединенные противоположности вовсе не противоречат друг другу, но взаимодополняют друг друга. Понятия противоположности и противоречия вообще не совместимы с понятием Абсолюта: у Абсолюта не может быть противоположности - ведь тогда бы Он не был Абсолютом.
Несмотря на порой чрезмерно перенаселенные всевозможными богами пантеоны, практически во всех древних цивилизациях существовало понятие "единого Бога", проявлениями которого и были все многочисленные божества. Очевидно, именно с позиции символизма этого "единого Бога", Абсолюта, стоит рассматривать и далеко не редкие случаи объединения в мифологии антагонистических орла и змея: например, символом главного вавилонского бога Мардука является дракон Мушхуш (Мушхушту), голова и тело которого были змеиные, передние лапы - львиные, задние - орлиные, а на хвосте - жало скорпиона. Единением орла и змея можно считать и одного из главных божеств индейцев Центральной Америки - Кецалькоатля, имя это означает "змей, покрытый зелеными перьями". В свою очередь Гора и Сета, противоборство которых носило настолько устойчивый характер, что их называли "Двумя Божественными Воинами" ("Двумя Бойцами", "Двумя Сражающимися", "Двумя Мужчинами"), иногда изображали как некое божество с одним телом и двумя головами.
Таким образом, единение орла и змеи вовсе не является "поэтическим изобретением" самого Ницше. Определенно, эти звери "попали" в его философию точно так же, как они "оказались" в мифологии различных народов, в иконографии, в оккультных науках, - но мы не будем здесь обсуждать, какой термин использовать для этого: архетипы Юнга или сакральные символы Генона. Сейчас для нас важнее именно то, что звери Заратустры являются устойчивым символом единения противоположностей. В контексте философии Ницше этот факт следует понимать как непосредственное указание на состояние "по ту сторону добра и зла". Учитывая, что подобная характеристика однозначно применима к Заратустре, орел и змей - более чем точный символ для него. Но нахождение "по ту сторону добра и зла", равно как и трансцендентное отчуждение от "человеческого, слишком человеческого" - атрибуты Абсолюта, одним из эзотерических символов которого, как мы уже указывали, являются объединенные орел и змей.
Но разберем пока более подробно одну из тем, затронутых при толковании зодиакального знака Скорпиона - инициацию. Определенно, объединение орла и змея является также и инициатическим символом. Орел, как уже говорилось, сам по себе является символом инициации - в первую очередь это связано с его ставшим нарицательным прекрасным, превышающим всякую норму зрением (орлу даже приписывается способность смотреть прямо на солнце) - здесь нетрудно провести параллель с инициированным, способным видеть и понимать то, что обыкновенным людям недоступно (в этом качестве символика орла особенно популярна у розенкрейцеров). Змея же, как символ мудрости, в ряде мистических доктрин является символом пути, непосредственно ведущего к инициации. Например, Мэнли П. Холл упоминает одну из легенд Мистерий - довольно необычную интерпретацию мифа из Книги Бытия, согласно которой великий Змей предоставил человеку знание того, чем на самом деле является произрастающее в Райском саду Древо Жизни, как и для чего его следует использовать, - освободив таким образом человека от подчиненности    д е м и у р г у    Иегове2. Одно из самых распространенных изображений, предназначенных символизировать инициацию, является изображение инициируемого, заглатываемого змеем. Вместо змея может фигурировать другое животное - дракон, рыба, кит (Ионы, гл. 2), василиск - но принципиально это снова ничего не меняет. Само слово "инициация", кстати говоря, в переводе с латыни означает "войти внутрь" - т.е. инициация есть вход вовнутрь мудрости, символизируемой, опять же, змеем.
Змея является персонажем обрядов инициации у многих народов и в силу своего подземного места обитания (одна из распространенных форм инициации подразумевает или даже инсценирует спуск инициируемого в подземное царство), а также из-за своего "перерожденческого" характера - периодическое обновление змеей своей кожи служит хорошим символом для инициатического "нового рождения". Нельзя обойти вниманием и убеждение многочисленных народов, принятое, кстати говоря, и учеными античности, о том, что съевший змею становится способным понимать "язык птиц"3, - в эзотерической традиции означающий особую форму передачи специальной инициатической информации и называемый иногда "ангельским языком". Кроме того, змея связана и с символикой "сверхнормального" зрения: египетский урей на коронах богов и фараонов представляет собой не что иное, как изображение Третьего глаза, который, в свою очередь, раскрывается все в том же акте инициации. Таким образом, объединенные орел и змея непосредственно связаны с инициацией, и, стало быть, мы можем говорить об инициатической подоплеке любого повествования, где они играют хоть какую-то заметную роль. И, действительно, Заратустра, все действия и приключения которого без всяких сомнений можно рассматривать как постепенное преображение инициируемого в инициированного, довольно часто советуется со своими змеей и орлом, чем лишний раз подчеркивает их роль в своей жизни. "Пускай же ведут меня мои звери!" (Mögen mich meine Thiere führen!) - теперь должно быть понятно, что кроется за этими словами.
В инициатическом аспекте интересно затронуть связь зверей Заратустры, самого пророка и Солнца. Орел, как уже отмечалось, непосредственно связан с солнечной символикой - это стопроцентно "солнечное" животное. Змея же чаще всего понимается именно как "лунное" животное, однако, благодаря своему двойственному символизму (например, ее видят "змеем-искусителем", но также и "змеем мудрости", символом Антихриста, но и символом Христа, символом Смерти, но и символом Жизни, и т. д.), в некоторых случаях предстает и как "солнечное" животное. Связь змеи с солнечной символикой находит буквальное отражение в таких прозаических фактах, как привычка змей греться на солнце, свернувшись кольцами, а также в том, что, как утверждается, змеи умирают лишь с заходом солнца. Но Солнце само по себе тесно связано с инициатическими Мистериями: каждое утро "воскресает" оно после своего вечернего "умирания" и ночного путешествия по Подземному царству, Царству мертвых, "воскресает" и одаривает всех своим светом - лучшую иллюстрацию ритуала инициации, включающего в себя символические смерть и воскресение, трудно придумать. Поэтому довольно часто Солнце является "действующим лицом" инициатических обрядов, а некоторые из них заканчиваются именно на рассвете: "воскресший" инициированный поднимается из "могилы" одновременно со своим могущественным "прототипом".
Напомним, что сразу же, буквально на первой странице, Заратустра обращается к Солнцу, восклицая, что он должен подобно ему"закатиться" (untergehen), и первый эпизод "Предисловия Заратустры" заканчивается словами: "Так начался закат Заратустры" (Also begann Zarathustras Untergang) - именно с этого утверждения и начинается непосредственно развитие сюжета. Второй раз это утверждение мы встречаем в конце того же "Предисловия", им заканчивается десятый эпизод, и, что знаменательно, здесь эти слова звучат почти сразу же за решением Заратустры: "Пускай же ведут меня мои звери!"
Заканчивается же эта "книга для всех и ни для кого" (характеристика, применимая и к инициации, между прочим) следующим восклицанием пророка: "«Это    м о е    утро, брезжит    м о й     день:    в с т а в а й    ж е ,    в с т а в а й ,    в е л и к и й    п о л д е н ь ! »    - Так сказал Заратустра и покинул пещеру свою, сияющий и сильный, как утреннее солнце, поднимающееся из-за темных гор" ("Dies istmein Morgen, mein Tag hebt an: herauf nun, herauf, du grosser Mittag! " - Also sprach Zarathustra und verliess seine Höhle, glühend und stark, wie eine Morgensonne, die aus dunklen Bergen kommt). Аллегория на начало инициатического ритуала в начале книги и на его (успешное) завершение в финале повествования более чем явная. Причем, что немаловажно, инициация Заратустры - инициация истинная: о том, что Генон называл "контр-инициацией", не может быть и речи, ибо пройденная Заратустрой инициация освободила его, а не подчинила. Эта инициация была лишь средством, но не целью.
Впрочем, инициация Заратустры - предмет для более тщательного исследования, здесь же, к добавлению ко всему выше изложенному, нам хотелось бы указать на другие очевидные факты: Заратустра обитает в пещере, но пещеры, гроты и т. п. - классические места инициаций, где инициируемый испытывается одиночеством и безмолвием. Кроме того, жилище Заратустры располагается на горе, и вообще Заратустра во время своих странствий довольно часто поднимается на горы - но на языке инициатических Мистерий этот подъем символизирует переступание через человеческое ("человеческое, слишком человеческое") и проникновение на более высокие космические уровни. Пребывание на горе во многих традициях символизирует также непосредственное богообщение. Многие персонажи книги только и делают, что задают вопрос за вопросом Заратустре, но задавание вопросов посвящаемому, причем, нередко довольно каверзных и искушающих вопросов, - с чем мы и сталкиваемся в "Заратустре", - является обязательным элементом обряда инициации.
Рассмотрим теперь единение орла и змея с несколько иных позиций. Соединение в определенной последовательности отдельных частей орла и змея - когда покрытое чешуей пресмыкающееся становится способным летать, а пернатый получает раздвоенный язык и пасть со множеством (возможно) ядовитых зубов - дает в результате дракона. На это обстоятельство, кстати говоря, обращал внимание символист Андрей Белый4, однако, в несколько ином контексте, нежели собираемся проделать это мы. Мы же хотим сказать следующее: являясь неизменными сотоварищами Заратустры и его символом, объединенные орел и змей (т. е. дракон) достаточно явно должны указывать на "драконью" сущность и самого Заратустры. И, действительно, Заратустра сам отождествляет себя с драконом - в эпизоде со змеей, укусившей его во время сна (речь "Об укусе змеи"): "Когда же дракон умирал от яда змеи?"(понятно, что змея здесь не имеет никакого отношения к змею Заратустры - это рядовой "ползучий гад", и ничего более). Но в каком смысле следует понимать самоопределение Заратустры драконом? Ведь в мифологии дракон имеет однозначно негативное значение. Тем более, что несколько раньше - в своей самой первой речи "О трех превращениях" - Заратустра сам определяет драконом как раз то, что духу, "сильному и выносливому", следует одолеть: под великим драконом, которого зовут "Du sollst" (Ты должен), подразумевается запрет созидать, создавать новое. Победить этого дракона должен дух льва "Ich will" (Я хочу).
Это противоречие - Заратустра призывает сразиться с драконом, но в то же время он сам и есть дракон - объясняется все так же формулой из философии Ницше: если у тебя есть враг, то он должен быть достоин тебя."Когда человек хочет стать героем, то сначала змея должна стать драконом, иначе у него не будет надлежащего врага", - провозгласил Ницше в своем более раннем произведении ("Человеческое, слишком человеческое", афоризм 498). Заратустра - герой, именно в мифологическом понимании этого слова (в том числе и в том смысле, что он проходит инициацию), а герой должен всегда с кем-то сражаться. Но равному ему по силе сопернику так и не суждено объявиться, нигде не видит Заратустра "надлежащего врага". Поэтому он сражается всегда только с самим собой - с Заратустрой-драконом. Именно поэтому Заратустра практически всегда один, в уединении - никто не должен мешать этой битве. Именно поэтому Заратустра и непобедим для людей, - никто из попадающихся ему на пути врагов и недоброжелателей не может одолеть его. Ибо нельзя победить того, кто сам является полем битвы.
Здесь, несомненно, прослеживается мифологический сюжет драконоборчества. И сам Заратустра является не только персонажем этого мифа, но и горячим поборником, "агитатором" драконоборчества как непременного условия настоящей жизни - жизни созидающего. Т. е., скажем мы, инициации, ведь жизнь человеческая, и особенно жизнь, наполненная непрерывной внутренней борьбой и "само-сражением", есть не что иное, как растянутый на многие годы обряд инициации. И это тем более, что в мифологии борьба героя с драконом или с каким-либо другим чудовищем является все той же инициацией - инициацией "героического" типа, - по достижении которой герой обретает бессмертие5. Каждый должен иметь достойного дракона: "Но некогда придут в мир гораздо большие драконы. Чтобы сверхчеловек не был лишен своего дракона, сверхдракона, достойного его, - надо, чтобы горячее солнце долго еще пылало над влажным девственным лесом!" (часть вторая, "О человеческой мудрости"). Чем страшнее твой враг, тем выше уровень твоей инициации - и наоборот.
С другой стороны, понимание Заратустры одновременно как дракона и как борющегося с ним, как героя и анти-героя, есть снова не что иное, как воплощение формулы единства противоположностей - на этот раз уже в самом пророке. Таким образом, Заратустра (а значит, и сам Ницше) - не просто "проповедник" или "создатель нового учения", но - Слово Абсолюта. Даже если (если!) поначалу Заратустра таковым и не является, то в процессе инициации, которая есть не только ритуал перерождения, но также и процесс непосредственного получения знания, причем знания, явно превышающего человеческий уровень, у него окончательно кристаллизуется понятие Сверхчеловека - уровня, по любым представлениям и параметрам приближающего его, все-таки человека, к Абсолюту.
Читатель всегда неизменно следует вслед за Заратустрой, переживая с ним все перипетии его пути, и тем самым сам проходит инициацию - ведь именно таково назначение истинных инициатических текстов. А потому читатель при помощи текста и сам приближается к Абсолюту. Раскрыв книгу, ему нужно только воскликнуть вместе с Заратустрой: "Пускай же ведут меня мои звери!"




1 См. Мирча Элиаде, "Мефистофель и андрогин", глава "Замечания о религиозном символизме". // Мирча Элиаде, "Азиатская алхимия", М., ЯНУС-К, 1998, стр. 473. текст

2 Мэнли П. Холл, "Энциклопедическое изложение Масонской, Герметической, Каббалистической и Розенкрейцеровской Символической Философии", глава "Легенда Хирама", Новосибирск / М., НАУКА / КСП, 1997, стр. 311. текст

3 Аналоги широко известной чешской сказке о Златовласке имеются практически у всех народов - вместо змеи в них может фигурировать "чудная рыба", но принципиально это опять-таки ничего не меняет. текст

4 См. Андрей Белый, "Круговое движение (Сорок две арабески)", арабеска № 25. // "Фридрих Ницше и русская религиозная философия", Минск / М., АЛКИОНА / ПРИСЦЕЛЬС, 1993, стр. 102. текст

5 Напомним, что мифические герои, победившие дракона, начинают также понимать "язык птиц" - например, Зигфрид.текст
Публикация: Свинец Сатурнианца № 2, 2003


Комментариев нет:

Отправить комментарий